Детский сад совхоз Кигбаево

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей (с подготовкой к восприятию) группе. Русская народная сказка " Хаврошечка" Воспитатель старшей группы: Мальцева Светлана Владимировна

 Цель : Формирование эмоционального отношения к литературному произведению Задачи: - Развивать интерес детей к художественной литературе. 

- Привлекать внимание детей к оформлению книг, к иллюстрациям 

- Формировать умения внимательно и заинтересованно слушать сказки. 

- Формировать эмоциональное отношение литературным произведениям. 

- Развивать умение поддерживать беседу. - Совершенствовать диалогическую форму речи.

- Развивать речь как средство общения. - Совершенствовать умения передавать образы персонажей сказок. 

Оборудование: Книга и иллюстрации; загадка; игрушечная корова с колокольчиком на шее; сказка "Хаврошечка" ; цветные карандаши; альбомный лист А4. 

Предшествующая работа. Приготовить в книжный уголок книгу "Хаврошечка", по возможности - отдельно рисунки художников по этому произведению. 

Дети, рассматривают иллюстрации, пытаются определить, что это за книга, о чём она. Интересуюсь у детей об их предположениях. 

Ход занятия. 

Загадываю детям загадку: Есть копыта и рога, Летом ходит на луга. Чтобы были все здоровы, Молоко дают ...(коровы) – Ребята сегодня у нас будет необычная встреча. Посмотрите, в гости к нам пришла коровушка (мягкая игрушка). - Что вы знаете о корове? Ответы детей – Вы хотите познакомиться со сказкой, из которой она к нам пришла? Ответы детей А чтобы попасть в сказку надо взяться за руки и четко повторять за мной волшебные слова: «Ра-ра-ра - в сказку нам идти пора. Ги-ги-ги – нам, коровка, помоги.» - А еще нужно прикоснуться к ней, позвонить в колокольчик, который находиться у неё на шее, и тогда мы перенесёмся с вами в сказку. Готовы? -Закройте глаза и ждите моего прикосновения . До кого я дотронулась, тот сразу же окажется в сказке, которая называется "Хаврошечка". Дети садятся на стулья. Звучит музыка. Сказка. Есть на свете люди хорошие а есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает. В.В.- К каким людям попала Крошечка- Хаврошечка"? Ответы детей Были у хозяйки три дочери. Старшая – Одноглазкой, средняя – Двуглазкой, а меньшая – Триглазкой. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала:их обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала. Выйдет, бывало, Крошечка- Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать. В.В. - Сколько было дочерей и как их звали? - А какими они были? - А что делала Хаврошечка для них? Ответы детей Упражнение 1. «Чистка кастрюли» – Ребята, Крошечке-Хаврошечке приходилось еще и чистить кастрюли. Покажите как она одной рукой она держала большую кастрюлю, другой напряженно, с силой, чистила стенки и дно кастрюли. В ходе выполнения игрового задания педагог обращает внимание на напряженность мышц рук детей при выполнении упражнения. Дети отдыхают после «чистки», потряхивают руками, слегка наклонившись всем телом вперед. Меняют руки и выполняют упражнение еще раз. Слушаем сказку дальше: Коровушка говорила Хаврошечке: – Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано. Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого: и наткано, и побелено, и в трубы покатано. Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст. Разозлилась хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей: – Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает. Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле да и забыла матушкино приказание и уснула. Упражнение 2. «Танец Луговых цветов» – Много на полянке было разных цветов, пахло травами. Давайте исполним танец цветов на лужке. Наши цветы двигаются под музыку плавно, мягко, красиво. А теперь тихо сядем на коврик и заснем. Слушаем сказку дальше: Спит Одноглазка, а Хаврошечка приговаривает: – Спи, глазок, спи, глазок! Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка и не дозналась. Послала она вторую дочь Двухглазку. Она пошла с Хаврошечкой забыла матушкины приказания. На солнышке распеклась, на травушке разлеглась и заснула. Коровушка наткала, побелила, в трубы скатала. А Двухглазка все спала. В.В. Кто помогал Хаврошечке? - Что она помогала ей делать? - Что она при этом приговорила? Ответы детей Упражнение 3 «Заветные слова» Дети повторяют слова от которых уснула Двухглазка «Спи глазок, спи другой»(гимнастика для глаз) Слушаем сказку дальше: Старуха рассердилась и послала третью дочь, а сироте еще больше работы задала. Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поет: – Спи, глазок, спи, другой! А о третьем глазке и забыла. Два глаза у Триглазки заснули, а третий глаз глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушковлезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала. Триглазка вернулась домой и матери все рассказала. В.В. - Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке? - И какая же из дочерей всё рассказала мачехе? Ответы детей Слушаем сказку дальше: Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу: – Режь рябую корову! Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит: – Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает: – А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай. Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала. И выросла яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается. Много ли времени прошло, мало ли – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. В.В. Что же произошло дальше? - А что сделала Хаврошечка? - Что выросло на том месте, где Хаврошечка посадила косточки? Ответы детей Слушаем сказку дальше: На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал просить девушек: – Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет. Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. Сестры хотели и сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли. Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать. Лиха не знать. В.В. -Кто проезжал мимо сада , и что произошло дальше? - А почему мачехины дочки не могли угостить барина? - А кто угостил молодого человека? Чем закончилась сказка? Чему вас научила эта сказка? Ответы детей - Закончилась сказка, зазвенел колокольчик и волшебная сказка перенесла нас обратно в нашу группу

7 февраля 2016 в 14:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.