Детский сад совхоз Кигбаево
Конспект интегрированного занятия «Золотая хохлома» (старшая группа) Воспитатель: Мальцева Светлана ВладимировнаПрограммные задачи: 1. Познавательные: -продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома; -закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора; -дать понятие детям «декоративно-прикладное искусство»; -развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора; -приобщать детей к истокам русской народной культуры. 2. Социально-коммуникативные: -развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству; -воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам; -продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству. 3. Речевые: -активизировать словарный запас. при помощи слов:», « Золотая хохлома», ложкари 4. Художественно-эстетические: -способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного; -учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий; -вызвать у детей желание побыть в роли хохломских мастеров и самостоятельно выполнить узоры хохломф на бумажных шаблонах. 5. Физические: -развивать мелкую моторику рук. Оборудование: Мультимедиа, флешка с записями русских народных мелодий, признтацией, иллюстрации, предметы с хохломской росписью; заготовки для росписи (картонные блюда, ложки, вазы,); кисти, гуашь. клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой. Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях так и в повседневной жизни. Знакомство детей с изделиями хохломской росписи. Проводили беседы и расписывали изделия из хохломы. Стук в дверь. Заходит почтальон и передает воспитателю и детям посылку и письмо. Воспитатель: Как вы думаете, кто бы мог нам ее прислать? (Ответы детей). Воспитатель и дети открывают посылку. Воспитатель: Ах! Что за диво! Взгляните-ка, какая интересная деревянная посуда с необычной росписью! Кто из вас знает, как эта посуда называется? Дети: хохломская. Воспитатель: Ах, как же хороша хохломская посуда! Одно удовольствие из неё пить и есть! Роспись хохломская, Словно колдовская, В сказочную песню Просится сама. И ни где на свете Нет таких соцветий Всех чудес чудесней Наша хохлома. Как волшебница жар-птица Не выходит из ума, Чародейка-мастерица, золотая Хохлома! И богата, и красива Гостю рада от души! Кубки, чаши и ковши! Воспитатель достает посуду и во время беседы раздает детям. Воспитатель: А как вы думаете почему посуду расписанную под хохлому называют золотой? (ответы детей) А говорят, будто давным-давно поселился за Волгой мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам не забывал посыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он её угостил. Птица Жар задела золотым пером чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это, конечно легенда, сказка. Но село Хохлома существовало и по сей день существует. Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Ребята, а хотите я вам раскрою секрет Хохломы, как же эта посуда становится золотой! (Объясняю технологию изготовления хохломских изделий) Кто мне скажет, из чего сделана посуда? (ответы детей) Отличительная особенность хохломской посуды, да и не только посуды в том, что все изделия вытачивались из дерева липы или осины. Изделия покрывают тонким слоем глины и обжигают в печи, после чего глину убирают. Но прежде чем нанести рисунок посуду покрывают серебристым по цвету порошком, пишут по нему красками и ставят в протопленную печь калить. И покрытая серебристым порошком посуда от жара в печи казалось уже золотой и светилось. Неслучайно хохломскую роспись называли Золотой! Воспитатель с детьми рассматривает посуду, обращает внимание на ложки. Воспитатель: Как выдумаете , для чего служили ложки. (ответы детей) Воспитатель: Ложки, как и многие другие предметы быта, идут по жизни рядом с человеком с далеких времен. Они являются принадлежностью обеденного стола, обыкновенные деревянные ложки, как ни странно,с течением времени стали употребляться в народном искустве, а позднее стали называться народными музыкальными инструментами. Ложки в дробь пошли послушно, Не приемля фальшь и брак. Вид народного искусства Не какой–нибудь пустяк. Это вам не кушать ложкой Борщ домашний и густой. Нужно слух иметь немножко И хоть навык небольшой. Игра на ложках под музыку Е. ЖелезноваИгра на ложках Воспитатель: Молодцы ребята. А хотите я вам покажу фильм про хохлому Фильм (Хохлома)во время просмотра фильма воспитатель воспитатель проводит беседу. Воспитатель: Какие цвета используют мастера? Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки. Воспитатель: Какие узоры вы видите на посуде? Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки, усики. Воспитатель: Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют? Ответ: У природы – ягодки, веточки, листки, травка. После просмотра фильма воспитатель подводит детей к молберту, повтаряют приемы рисования хохломской росписи. Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какой узор здесь изображен?(ответы детей)– растительный – узор состоящий из элементов, изображающих части растений (цветы, травы, листья); Воспитатель: Правильно, а какие цвета художники используют в хохломской росписи? – красный, черный, золотой. Воспитатель: Да, три основных цвета и дополнительно к ним желтый и зеленый. Самые маленькие и тонкие травинки называются – "осочки". "Травинки" рисуем сверху вниз без нажима. Нажим только в середине. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это "капельки" "Завитки" – это то же, что и "усики" только уже с нажимом на кисть. Все элемента орнамента располагаются на основном завитке (стебле, веточке). В орнаменте ритмично чередуются "травинки", "осочки", "усики", "листочки", "ягодки". Посмотрите внимательно на таблицу, как поэтапно рисуется "травный" орнамент. Давайте еще раз внимательно посмотрим на хохломскую роспись. А теперь попробуем самостоятельно нарисовать элементы Хохломской росписи (травинки, завитки, листочки, ягодки). Воспитатель: А вы хотите стать мастерами Хохломской росписи? Но для того чтобы стать мастерами, нужно много учится. Нам вместе с посудой мастера прислали заготовки посуды и другой утвари. Воспитатель достает из посылки вырезанные из листов бумаги заготовки. Воспитатель: Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и распишем наши ложки, вазы, чашки, что прислали нам мастера(бумажные заготовки). После того как дети закончили работу, воспитатель предлагает сыграть в народную игру «Горелки» Итог занятия. Подводим итог занятия, сравниваем, кто что успел за отведенное время, оцениваем с детьми: – целостность композиции; – выразительность исполнения цвета, рисунка, объема; – аккуратность исполнения. Наиболее удачные работы, соответствующие этим требованиям отмечаем вместе с ребятами. Все молодцы. 7 февраля 2016 в 13:59
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.